Дама Пик на Елагине

20 июля, воскресенье. Решил доехать до Елагина острова, на котором в этот день ставили «Пиковую даму» П. И. Чайковского. Были сомнения идти — не идти, в первую очередь из-за погоды, так как в тени было 26 °C. Но так как организаторы обещали предоставить публике свободный вход на оперную постановку с целью «сближения широкой публики с лучшими творениями человеческого духа» (не считая 70 руб. за вход на остров), грех было не сблизиться. Сюрпризы начались уже на выходе со «Старой деревни», где всех прибывших встречал электронной музыкой уже знакомый петербуржцам этнический ансамбль в составе 3-х исполнителей, с виду напоминающих американских индейцев, и русской девочки, так скажем, собирательницы. Знакомый, потому как не однократно встречался в разных концах города. Только на этот раз в сценическом образе «индейцев» произошли коренные изменения: вместо головного убора, богато украшенного несколькими рядами перьев, ниспадающих на плечи, головы этно-свистунов украшали смешные перья, собранные по типу шапки-парика и сильно закрывающие глаза. Фонограмме подыгрывали на чём-то тоже сугубо национальном, уже особо не имитируя живое исполнение в стиле new age. Разгадка внезапного видоизменения в наряде ждала меня на выходе из подземного перехода через Приморский проспект в виде ансамбля-дубля с такими же смешными париками. Стало понятно, что дела у ребят идут не плохо, если они уже освоили «попсовое клонирование» с целью широкого гастролирования. В переходе, кстати, тоже работали музыканты, которые исполняли под гитару шансон, зарабатывая свою копеечку. Вечер складывался особо музыкальный. Каким-то чудным образом все целевые аудитории огромного мегаполиса были охвачены и вовлечены во всеобщую гармонию сфер и каждому прохожему можно было выбрать направление движения к своему жанру.

По очереди у касс уже было понятно, что шансы найти место не под солнцем уменьшаются с геометрической прогрессией, т. к. я был еще у входа, а поток народа беспрерывно заполнял остров. По пути к дворцу, как всегда, к людям подбегали доверчивые создания с пушистыми хвостами и стоя на задних лапках ждали орешков, которых на этот раз у меня с собой не было. Из динамиков вдоль парковых дорожек лился «Одинокий пастух» Джеймса Ласта, по берегам каналов влюбленные парочки наблюдали за маневрами вёсельных лодок,

кто-то принимал солнечные ванны, какая-то дама отчаянно совершала заплыв. Под кронами деревьев отдых был вполне комфортен, несмотря на большое скопление людей. Возле Кухонного корпуса Елагина дворца ждал следующий сюрприз — выставка-распродажа работ художников-карикатуристов, которые можно было приобрести не отходя от полевой кассы. Ничего не приобретал, но кое-что пощёлкал. Делюсь.

На место события — Восточную поляну Елагина острова пришёл за 15 минут до начала оперы, надеясь отыскать местечко в тени на любезно выделенной зрителям поляне. Увы, деревьев на ней оказалось не так много, да и те были плотно окружены почётными меломанами и их многочисленными родственниками.

Самые опытные принесли раскладные стульчики, а те, что попроще, — одеяла, покрывала и прочий трикотаж, призванный обозначить ареал их личного культурного пространства. Весь партер от сцены до реки был заполнен телами людей, ищущих укрытие от палящих лучей Ярила. Главы семейств не стеснялись прилечь под сенью отвоеванной растительности с моноклем или биноклем, молодёжь тем временем демонстрировала проснувшийся от долгого ожидания аппетит. (По словам музыкального руководителя фестиваля, Fabio Mastrangelo, публика стала собираться на поляне аж за 2 часа до начала оперы!). Все, кто уже не помещался на семейных покрывалах и мог себе это позволить, перекочевали на ветки деревьев. Весьма условным и случайным меломанам, как я, оставалось довольствоваться стоячими местами на галерке с просветами очень далекой сцены между чужими затылками — тропинке, идущей вдоль реки. Дождавшись начала действа под натиском сзади стоящих я понял, что с расстояния 100 метров ни картинка, ни звук не будут стоить всех предстоящих моральных и физических страданий, поэтому решил ретироваться восвояси, где благополучно посмотрел бессмертную экранизацию Романа Тихомирова 1960-го года выпуска.

Итак, сблизиться с духом Петра Ильича на лоне природы, став «полноценным участником сценического действа» у стен «красивейшего архитектурного ансамбля города», как заманчиво было заявлено организаторами, не получилось. Однако Восточная поляна продемонстрировала великую силу искусства, перед которой даже грозное «по газонам не ходить» в тот вечер не работало.

Может быть в следующий раз и с погодой повезёт и со стульчиками от организаторов тоже. В культурной столице живем всё-таки.

Ниже — все фото с этого события в отдельном альбоме.

Добавить комментарий

Войти с помощью: