
20 июля на Елагином острове ставили «Пиковую даму» П. И. Чайковского. Были сомнения идти — не идти, в первую очередь из-за погоды, так как в тени было 26 °C. Но так как организаторы обещали предоставить публике свободный вход на оперную постановку с целью «сближения широкой публики с лучшими творениями человеческого духа», грех было не сблизиться.
По пути посмотрел работы художников-карикатуристов возле Кухонного корпуса Елагина дворца. Их можно было приобрести не отходя от забора, на котором они демонстрировались.

Для оперы выделили восточную поляну острова. За 15 минут до начала события было уже не реально найти место рядом со сценой: весь «партер» от подиума до реки был заполнен телами людей, ищущих укрытие от палящих лучей солнца. По словам музыкального руководителя фестиваля Фабио Мастранджело, публика стала собираться на поляне за 2 часа до начала. Припозднившимся меломанам оставалось довольствоваться стоячими местами на «галерке» с просветами на место действия между чужими затылками или сидеть поодаль, откуда вообще ничего не разглядеть на сцене. Началась опера. Артистов было не видно и слышно совсем не так, как в театре. Перспектива топтаться за спинами впередистоящих на солнцепеке не радовала, поэтому я покинул поляну. Дома еще раз посмотрел бессмертную экранизацию «Пиковой Дамы» Романа Тихомирова 1960-го года.

В итоге не получилось сблизиться с духом Петра Ильича на лоне природы, став «полноценным участником сценического действа» у стен «красивейшего архитектурного ансамбля города», как заманчиво было заявлено организаторами. Однако восточная поляна Елагина острова продемонстрировала великую силу искусства, перед которой даже грозное «по газонам не ходить» в тот вечер не работало. Ради искусства газона не жалко. Или жалко? Всё-таки в культурной столице оперу лучше смотреть в театре.