Капсульная Япония или как запихнуть культуру Страны восходящего солнца в один день

С культурой Японии я знаком опосредованно, по книгам Харуки Мураками, анимации Хаяо Миядзаки и интернет-источникам. Несколько раз собирался посетить традиционный фестиваль, и вот наконец представился случай. 8 декабря 2019 года администрация города и Генеральное консульство Японии в СПб организовало уже пятый по счёту «День Японии в Санкт-Петербурге». Не знаю, где проводилось событие раньше, в этот раз всех бесплатно приглашали на площадку «Севкабель Порта». Замысел хороший – мероприятие проходит ежегодно и собирает много гостей, а вот реализация – на троечку.


Первый жирный минус – отсутствие гардероба. Толпа народа в верхней одежде заваливается в общее пространство бывшего цеха, условно поделенное на зоны, где растекается по периметру, тщетно пытаясь приобщиться к уже сформированным группам ранее пришедших, которые поспешно осваивают искусство каллиграфии, икебаны, фуросики и оригами на виду у публики, под вспышки камер и общий шум. Какое там присесть, помедитировать, замедлить течение жизни – протиснулся, подсмотрел из-за спин впередистоящих, что там делают другие, быстро ретировался на свежий воздух, так как даже яблоку упасть негде. Организаторы слишком много всего захотели запихнуть в это событие: и рукопашные бои, и косплей, и традиционные японские игры, и кинопоказ, и кухню.

Кстати, о кухне. Это немаловажная часть культуры. При таком количестве пришедших можно было смело отдать половину здания под общепит, чтобы хоть этим всех оставшихся не у дел приобщить к богатой японской культуре. По факту работали только две точки, где готовили популярный японский фастфуд тайяки и такояки. Чтобы гости сильно не расслабились и не почувствовали себя совсем уж как дома на «японской территории», вкушать заморские яства можно было только на ногах, держа рыбку в одной руке, а верхнюю одежду и все остальное, с чем вас угораздило прийти, в другой (при наличии таковой). Мне бы ещё парочка рук не помешала. Чтобы купить запеченный в форме шарик с осьминогом или рыбку с начинкой, нужно было выстоять получасовую очередь, даже две – сперва за талончиком, затем за готовым блюдом, т.е. вспомнить любимую советскую традицию во всех ее прелестях. Я постоял немного, а потом передумал, хотя очень хотелось попробовать и тайяки, и такояки. Чайную церемонию посетить также не довелось – она, по-видимому, также была заявлена для галочки. Вход по пригласительным, только для избранных, всего 30 штук на тысячу пришедших гостей. Сама локация чайной зоны противоречила изначальному смыслу ритуала – счастливчики приобщались к древней буддийской церемонии на виду у публики, при входе, рядом с зоной досмотра. Лучше уж было совсем не заморачиваться и организовать раздачу одноразовых бумажных стаканчиков с напитками (эффект был бы тем же), а на этом месте организовать гардероб.

Большую часть выставочного комплекса отдали под кинозал, в котором проходили также презентации и выступления музыкальных коллективов. Здесь же выступили с приветственными словами новый генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ясумаса Иидзима и председатель комитета по внешним связям Евгений Григорьев. Речи были короткими, отсутствие должного света не дало возможности разглядеть лица выступавших. Позже удалось сделать снимок почетных гостей, наблюдающих за выступлением барабанщиков «Школы тайко».

В отдельной зоне проходила демонстрация боевых искусств. Желающих изучить новые приёмы борьбы было немало, время ограничено.

Несмотря на желание организаторов вместить в один день и один павильон необъятное, японский фарфор представлен не был, так же как и японская живопись (мастер-классы сумиэ не в счет). Японское словесное искусство в довольно скромном ассортименте олицетворял магазин «Желтый двор»: беллетристика, детская литература, справочники по живописи. Цены как раз особой скромностью не отличались.

Про любителей аниме, которых можно было идентифицировать по яркому цвету волос и мультяшному дресс-коду, кажется, тоже забыли. Может для них и проходят отдельные фестивали, но сувенирная продукция, комиксы — манги были бы не лишними.

Общий итог: тесно, душно, суетно, мало. Культура Страны восходящего солнца, по-моему, требует гораздо большего пространства для комфортного с ней знакомства. Лично у меня Япония ассоциируется не с набитыми битком мегаполисами и капсульными отелями, а с медитативными садами камней, пропитанными синтоизмом, буддийскими монастырями с карпами в пруду, цветущими лотосами, с неспешным, размеренным или вообще приостановившимся течением времени. В данном случае получилось очень близко именно к капсульному варианту. Ограниченная площадь здания УКТ была не в состоянии «переварить» такой поток желающих, какой наблюдался вчера. Надеюсь, в в будущем город сможет найти даже для одного дня культуры Японии достойную площадку с гардеробом и свободными отдельными залами для каждого вида искусств, где фестиваль сможет развернуться на полную мощность!

Добавить комментарий

Войти с помощью: